США и Китай: связанные экономической цепью 18 сентября 2009 82

Президент США Барак Обама в пятницу 11 сентября принял решение о повышении пошлин на импортные шины для автомобилей китайского производства. И хотя увеличение пошлины составило 35% (планировалось больше), власти Китая не замедлили отреагировать, подав жалобу в ВТО и начав ответные меры в отношении ввоза американской автомобильной продукции и курятины. Экономическая общественность начала говорить о новой торговой войне. Однако, прежде чем воевать, надо оценить «обстановку на фронте». Этим мы и займемся в этой статье, раскрыв суть экономических взаимоотношений двух стран.

Краткая статистика экономических отношений США и Китая

У США большой дефицит баланса торговли с Китаем. В прошлом году США импортировали из Китая товаров на сумму $337,7 млрд, а экспортировали на $69,7 млрд. То есть на каждый доллар, потраченный на покупку американской продукции китайцами, американцы тратили $4,8 на китайские товары.

Экспорт Китая в США составляет 6% ВВП, в то время как США экспортируют в Китай лишь около 0.5% своего ВВП. С точки зрения потерь ВВП, в случае прекращения торговли, очевидно, проиграет Китай.

Зачем Китаю нужны США?

Самая главная причина заключается в том, что США — самый большой рынок сбыта для Китая. Падение спроса на китайские товары приведет к падению экспорта и рецессии экономики Китая.

Зачем США нужен Китай?

Во-первых, Китай обеспечивает американских потребителей и производителей дешевыми товарами, от чего конечные потребители в итоге выигрывают.

Во-вторых, и это даже более важно, Китай регулярно скупает американские казначейские облигации, то есть дает США в долг. Из-за того, что Китай экспортирует в США намного больше, чем импортирует, у него скапливаются американские доллары. Чтобы не допустить укрепления юаня, а, следовательно, и падения конкурентоспособности китайской продукции, правительство откладывает эти излишние доллары в резервы. Именно по этой причине Китай обладает золотовалютными резервами объемом около $2 трлн, которые являются самыми большими в мире. Долларовые резервы надо в чем-то хранить, вот Китай и инвестирует их в гособлигации США, фактически постоянно давая в долг.

Кто же выиграет в случае торговой войны?

Попробуем проанализировать, что может произойти в случае, если торговая война всё же начнется. Допустим, Китай и США начнут вводить ряд агрессивных мер по ограничению торговли. Для Китая это будет означать потерю огромного рынка сбыта и скорее всего рецессию в экономике. Для американских потребителей это закончится ростом цен на определенные товары, и, в конечном счете, они станут «беднее», потому что смогу купить меньше товаров.

Так как приток долларов в Китай уменьшится, правительство может решить больше не покупать казначейские векселя американского правительства. Конечно, это может «подорвать» экономику США. Однако именно этого не хочет Китай! Храня почти все свои резервы в американских долларах, они меньше всего хотят, чтобы эта валюта начала обесцениваться, что вполне реально в случае проблем в американской экономике.

Эти страны так связаны, что ослабление одной из них обязательно ослабит и вторую. Поэтому все меры, которые Китай может предпринять против Америки, в итоге обратятся против самого Китая, и наоборот.

Экономика и политика

Так зачем необходимо было вводить пошлины, если это наносит вред обоим странам? Тут нужно понимать, что это вред именно с экономической точки зрения точки. В данном же случае определяющую роль сыграла политика. Дешевые китайские товары позволяют американским потребителям купить больше, однако национальные производители оказываются неконкурентоспособными. Выбор у них не велик: либо разоряться, либо просить государство ввести соответствующие протекционистские меры. Именно такая ситуация сложилось в секторе производства автопокрышек. Около 5 тыс. американских рабочих уже было уволено, и еще около 10 тыс. могло быть уволено, если бы ничего не изменилось.

Ссылки

Статистика США по торговому балансу с Китаем

Статья в NYT о поднятии пошлин

Заметка в блоге об экономике Китая и США

ответ:

Над ответом работали

provizion Михаил Провизион экономический анализ

14 комментариев

упорядочить:
по времени
по рейтингу автора
по полезности
  • edward edward (648) 18 сентября 2009 в 17:50 #

    Предпринятые Бараком Обамой меры в отношении демпинга китайских производителей шин могут стать частью новой американской государственной политики, делающей акцент на поддержке отечественных производителей даже тех видов товаров, которые раньше активно импортировались США. Нынешний кризис потребовал от американских властей пересмотра ряда элементов экономической модели страны, в которой производству потребительских товаров отводится далеко не первое место.

    P.S. Спасибо автору! Отличная статья, написанная доступным и понятным языком!

    +3
  • fierce.horse fierce.horse (251) 18 сентября 2009 в 19:16 #

    Приходилось капитулировать перед китайским производителем, который «увел из под носа» заказчика (Долгопрудненское НПП, бывший Дирижаблестрой). Его удовлетворило все, а более конкретно — стоимость.

    Если не ошибаюсь, это был 2004 год, уже тогда Китайская программа господдержки позволяла производителям экспортной продукции рассчитывать на «возвращение» половины суммы, затраченной на материалы для производства. Соответственно, этот бонус был частично заложен в конечную стоимость их продукта. Наше производство, в свою очередь, тратило только на закупку материала сумму равную конечной стоимости китайского продукта. Преимущества, вроде бы, на лицо.

    Можно много потом рассуждать. (Например, как ребята звонят и жалуются:

    — «Китайская безделушка» ломается каждые 4 месяца, а гарантия только на 3 =((

    — Ни .ера вас не жалко! Будете вымаливать теперь наши 2 года гарантии. Хо-хо-хо =))

    — Так мы это, просто «поплакаться». У вас снабжаться — разрешения нет, будем дальше месить китайское...) И ратовать потом за санкции, аналогичные введенным Обамой.

    Но, факт остается — конкурировать с ними сложно, но нужно и можно! Затем и существует огромный выбор конкурентоспособных преимуществ (который отнюдь не полон) — нужно лишь научиться их находить и грамотно пользоваться.

    Видимо в США пока нечего противопоставить Китайским шинам

    +5
    • una_firma una_firma (36) 15 декабря 2009 в 13:30 #

      Наверняка можно, но для массового сегмента розничных продаж унифицированных товаров все-таки цена является определяющим фактором, даже если качественные параметры не абсолютно идентичны.

      +1
  • vaflik vaflik (3) 19 сентября 2009 в 15:29 #

    Очень хорошая актуальная статья!

    +1
  • grunge grunge (3) 15 декабря 2009 в 10:46 #

    Миша, спасибо за статью, тема эта давно интересует.

    Написано очень доступно, у меня возник только один вопрос - по следующей фразе:

    "Чтобы не допустить укрепления юаня, а, следовательно, и падения конкурентоспособности китайской продукции, правительство откладывает эти излишние доллары в резервы"

    Не совсем понял, как борьба с укреплением юаня связана с откладыванием долларов в китайским правительством резервы.. Баксы от экспорта - это по определению инвестиции в США, отток капитала.

    Не мог бы ты прояснить связь с укреплением юаня? кажется я что-то упускаю..

    +2
    • una_firma una_firma (36) 15 декабря 2009 в 11:20 #

      Думаю, дело в следующем:

      Китайские компании продают свою продукцию за доллары, а затраты несут в основном в юанях (поставки из США, которые можно было бы оплатить долларами, гораздо меньше по объемы, см. цифры в статье). Им необходимо обменивать доллары на национальную валюту. Государство продает им юани по фиксированному низкому курсу, а долларовую массу стерилизует, откладывая в резервы.

      Если бы эти доллары оставить на рынке, то курс USD начался бы снижаться, а это через некоторое время привело бы к росту импорта из США, а следовательно - к снижению внутреннего спроса на китайскую продукцию, чего власти КНР стремяться избежать.

      +3
      • grunge grunge (3) 16 декабря 2009 в 10:45 #

        спасибо за ответ! :)

        Собственно что смущало: разве $ резервы сами по себе несут ценность? рано или поздно все равно Китай начнет их менять, либо наращивать импорт (в некоторых секторах он уже подскочил). Так что укрепление юаня к доллару - вопрос времени. Выходит, неизбежное откладывают на будущее.

        0
        • provizion provizion (359) 16 декабря 2009 в 14:31 #

          Да, действительно, если Китай каким-то образом начнет тратить резервы, то неизбежно ослабит доллар на глобальном уровне, и тем самым укрепив автоматически юань. Да, неизбежное откладывают на будущее, однако это будущее может быть очень отдаленным, например 100-200 лет. То, что такое динамическое равновесие стабильно было показано в статье Кабальеро (у Гуриева в новых Мифах про нее написано подробнее.) К этому времени Китай успеет развить внутренний спрос, а главное — финансовые институты, тогда на курс им станет просто наплевать.

          0
        • una_firma una_firma (36) 17 декабря 2009 в 10:32 #

          Ну... доллары в конце концов можно использовать не только для покупки товаров в США. Например, их можно продавать китайским компаниям, которые будут их инвестировать в энергетические или иные сырьевые проекты в Африке, Средней Азии и Казахстане. В этом случае часть долларовой по идее может выводиться из страны без прямого влияния на курс национальной валюты.

          В этом случае возникают производственные активы вне Китая, принадлежащие китайским компаниям.

          +1
          • grunge grunge (3) 18 декабря 2009 в 10:51 #

            Конечно, с этим я согласен.

            Но инвестиции в долларах (куда бы они не направлялись географически) будут приносить доход в долларах. А доходы надо куда-то тратить, иначе зачем вообще инвестировать?:) Другой вопрос когда Китай перестанет откладывать доходы и начнет тратить..

            Кроме того, я не имел ввиду что $ можно тратить только на покупку товаров из США. Скорее наоборот, на импорт каких-нибудь Австралийских углей - если я правильно понимаю, расчеты на мировых рынках сырья идут в $?

            В общем, ответ Михаила прояснил то, что смущало: если такое равновесия может (теоретически) существовать десятки лет, то вопрос закрыт :)

            0
            • una_firma una_firma (36) 18 декабря 2009 в 11:11 #

              В том то и дело, что при приобретении ресурсных баз все расходы идут в долларах, а поступления - в юанях. Компания, к примеру, качает нефть, все затраты на местном рынке оплачиваются долларами, все таможенные и пр. платежи - тоже в долларах (развивающиеся страны, а тем более бедные страны африканского континента или Латинской Америки более склонны к ним, чем к своей валюте). После чего нефть грузится в танкеры и доставляется в китайские порты, где (упрощенно) реализуется за юани. Эти юани опять частично направляются на покупку долларов и вывоз их из страны.

              Вот если придется продавать данное предприятие, тогда дход от продажи, скорее всего, будет в долларах. Но в текущем экономическом положении и при текущей экономической политике китайским компаниям продавать такого рода активы нет никакого резоны.

              А что касается приобретения ресурсов (нефть, уголь, металл), то они, конечно, осуществляется за доллары, но так как конечный экпортируемый продукт у китайцев достаточно глубокой переработки, то в результате коенчные долларовые поступления все равно превышают затраты.

              +2
      • provizion provizion (359) 16 декабря 2009 в 14:22 #

        Ответ поддерживаю, я вряд ли смог бы сформулировать лучше.

        0
  • iscra iscra (74) 27 марта 2010 в 17:25 #

    "Зачем Китаю нужны США?

    Самая главная причина заключается в том, что США — самый большой рынок сбыта для Китая."

    У кого-нибдуь есть цифры\графики этого?

    Вот например небольшая справка по Китаю:

    http://vivasoul.narod.ru/Geo.Tea/Chin...

    Структура экспорта... Экспорт Китая в США - 16.6%

    Да это много, но это не самый большой рынок сбыта.

    Возможно это устаревшие данные? Эти 16% смертельны для Китая?

    "Падение спроса на китайские товары приведет к падению экспорта и рецессии экономики Китая."

    Точно ли падение спроса на 16% приведёт к рецессии?

    "Экспорт Китая в США составляет 6% ВВП"

    Так ли смертельны эти 6%?

    Вопрос остаётся открытым: а зачем Китаю США?

    Как только Китай подсократит долю облигаций США в своих ЗВР, он может кидать США. Очень даже может быть, что Китай переживёт, а вот США потеряет второго по величине держателя облигаций (сейчас Япония опять на первое место по гос.облигациям США вышла) и дешёвые товары... и выживет ли США вообще тогда?

    "С точки зрения потерь ВВП, в случае прекращения торговли, очевидно, проиграет Китай."

    Ну прямо уж проиграет. Понесёт потери на 6%ВВП.

    +1
    • iscra iscra (74) 27 марта 2010 в 17:32 #

      И если развивать эту мысль и вот пришёл финиш США и доллару, разве не переключатся все страны, чья экономика пострадает от падения доллара и США, на продукцию Китая ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ(ибо в странх кризис, всё ухнуло, а самое дешёвое и доступное это китайское)?

      0
В рубрикатор Отзыв