Три опоры модернизации

Forbes: мнения ( 3 февраля 2010)

Евгений Ясин, считает, что процесс модернизации должен опираться на силу двух групп.

Первая — это бизнес. Но чтобы эта группа начала действовать, предпринимателей надо избавить от страха, что в любой момент их могут арестовать по сфабрикованному делу о неуплате налогов.

Вторая группа, способная поддержать инновационные преобразования в стране, — это интеллигенция, задача которой — вести на высоком уровне общественный диалог, напоминать обществу, что мы живем в новой, демократической России.

Никаких других движущих сил у модернизации быть не может.

По мнению Ясина это означает, что необходимо будет вернутся к прерванным институциональным реформам, именно они должны стать базовыми условиями для активных действий каждой группы. Необходимо выровнять условия конуренции, обеспечить безопасность бизнеса, провести реформы государственного управления.

Чтобы выжить, занять подобающую позицию на мировой арене, необходимо действовать. И обозначенная президентом Медведевым задача модернизации очень своевременна. Но у проекта есть серьезные барьеры, базовых из них два.

Первый — это консервативная группа элит, которая руководствуется ценностями скорее традиционалистскими, патерналистскими и националистическими, а не демократическими и либеральными.

А второй — это, к сожалению, объективные особенности национального характера. Как пример, привычки нашего «феодального» прошлого, воспроизведенного советским строем. Раболепствовать перед начальством, при этом лениться, плохо работать и воровать, заодно поносить того же начальника за глаза. Ну что это за холопство такое! Но как только этот холоп сам станет начальником, он тут же начинает угнетать людей. Какая модернизация, если кругом нравы феодализма и самодержавия?

Надо искоренять эти национальные особенности, переходить к ценностям современного мира.

Евгений Ясин — научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр экономики РФ

Автор резюме: Михаил Провизион

10 комментариев

Источник: http://www.forbesrussia.ru/column/40829-tri-opory-modernizatsii русский

63
резюме блога:

10 комментариев

упорядочить:
по времени
по рейтингу автора
по полезности
  • anton.tmur anton.tmur (187) 5 февраля 2010 в 13:46 #

    А почему "ТРИ" опоры модернизации?

    +4
    • provizion provizion (359) 5 февраля 2010 в 16:09 #

      Тоже долго думал. Может имеется в виду бизнес, интеллигенция и реформы??? Не очень одного порядка вещи, конечно, но всё может быть.

      0
  • raver.slaver raver.slaver (315) 5 февраля 2010 в 13:52 #

    +

    вот вам и руководитель ВШЭ =)... вот вам и Форбс... вот вам и внимательный читатель ))

    +1
    • e_m_master e_m_master (1265) 5 февраля 2010 в 14:31 #

      Смотря что считать опорами

      0
  • ars ars (885) 5 февраля 2010 в 14:22 #

    Очень люблю такие статьи.

    Всем ясно - самые притесненные у нас в стране - бизнес и интеллигенция.

    Бизнес, конечно, стонет просто под гнетом поганой системы правосудия. Не дают уходить от налогов, покупать чиновников, увольнять быдло одним пинком. Требуют какой-то ответственности перед быдлом, отдохнуть на Куршавелях не дают. Какого хрена - весь наш бизнес с нуля построил свои состояния, абсолютно законно и в соответствии с конституцией.

    Особенно хреново интеллигенции - государственного корыта на искусство на всех не хватает, а быдло не желает оценять гениальные творения. Не ходят на "Царя" как на "Аватара" - какой плохой у нас народ, как тяжко жить интеллигенции.

    Особо нравится про раболепие перед начальством и холопство. Вот так Евгений Ясин мощно покрыл весь русский народ, который при проклятом советском строе только и делал, что плохо работал, воровал и поносил начальника.

    Хотя, вполне возможно, что в среде обитания Ясина было именно так, и он говорит опираясь на свой богатый личный опыт.

    Особо Евгений Ясин сожалеет, что после 1996 года демократические реформы остановились.

    Пожалуй да, надо продолжать. А то не все феодально-холопское быдло в прошлый раз передохло.

    Му*ак Евгений Ясин, что тут сказать.

    +3
    • e_m_master e_m_master (1265) 5 февраля 2010 в 14:31 #

      поддерживаю протестуя :) по факту без бизнеса и интеллигенции (это в меньшей степени, но все же) модернизации не достичь и тут неважно что там с раболепием или чем-то еще. Дело все в том что в бизнесе та самая модернизация произойти и должна, потому спорить с тем, что без него никак — сложно. Другое дело, что, конечно, описывать всю ситуацию словами типа «холопство» и вообще ссылаться на «культурные особенности» как корень всего зла — тоже не дело, как говорят — критиковать это одно, но нужно предлагать что-то в замен.

      +2
  • miracle miracle (205) 5 февраля 2010 в 16:53 #

    Ого-го, какой высокопарный слог,сколько слов то умных! Обо всем и ни о чем - больше даже сказать нечего..

    На просторах интернета, да и не только, все очень смелые и только и могут критиковать, причем абсолютно не конструктивно..А предложить что-то свое не получается видимо..

    0
  • sem sem (206) 6 февраля 2010 в 12:18 #

    Эх, модернизация... Популярнее данной темы и слова в устах российских чиновников и лженаучных субъектов наверное только нанотехнологии :) Даже вот ездили в MIT чиновники слушать лекции как там инновации внедряются и бизнес проходят путь от идеи до успешной компании. Вот только неглубоко понимают чиновники и автор сам процесс и фундаментальность проблем, которые например сейчас делаю модернизацию в России невозможной.

    Существуют два необходимых условия модернизации: идеи и благоприятный инвестиционный климат где эти идеи могут расти и превращаться в глобальные компании. Идеи могут генерироваться в научном сообществе или заимствоваться. Первый путь-США, второй-Китай. Учитывая высокий интеллектуальный потенциал жителей России нам идеи нужно генерировать, а заимствовать только систему генерации в виде устройства науки. Какой она должна быть лучше всего описано в http://www.vedomosti.ru/newspaper/art....

    Задача же чиновников-не ездить в MIT на налоги, которые я перечисляю в бюджет. А продумать и реализовать систему финансирования инвестиционных проектов, позволяющую поддерживать эти идеи. Первый шаг-Роснано. Но почему-то слишком узко выделена область и слишком сложно получить финансирование. Как результат-анекдотические нанорельсы и нанолазеры для сбития нанососулек с крыш в Питере. Чтобы получить финансирование, необходимым условием стало сделать приставку нано- к названию. Можно же просто создать в стране систему с минимумом административных барьеров к регистрации и работе малого бизнеса.

    +2
    • e_m_master e_m_master (1265) 6 февраля 2010 в 14:51 #

      Эххх, как я с вами согласен. Вот только самое любопытное, что в целом то методы понятны и никаких сложных идей тут нет, другое дело, что чиновники не только непонимают, но и не верят вообще в то, что бизнес это лучшая организация распределения ресурсов. Не верят чиновники в себя — даже не думают о том, что в итоге то о чем они говорят должно заработать. И самое понятное из всего, что большинство чиновников даже нельзя упрекнуть в этом — они люди, которые учились для выполнения других целей, они просто не предназначены для решения таких вопросов.

      Грустно то, что вроде бы как и решения довольно очевидны, но вот только не для тех, кто занимается этими проблемами.

      0
    • miracle miracle (205) 7 февраля 2010 в 00:17 #

      Совершенно согласна с вами.

      Прежде чем что-то модернизировать, надо это что-то грамотно построить само по себе, т.е иметь прочный фундамент. У нас же на данный момент дела с этим совсем плохи..

      В научной сфере особенно, что четко и понятно описано в статье на которую вы даете ссылку..

      Основы нет - поэтому все попытки поднять "инновации" и ввести "модернизацию" оборачиваются сплошной бутафорией.

      +1
к ленте блогов Отзыв