Московская коллегия адвокатов «Закон един»

  • Механизм правового регулирования. Стадии механизма правового регулирования

    19-07-2018

    Стадии механизма правового регулирования

    Применение в определенном порядке тех или других элементов механизма характеризует процесс правового регулирования. Он может оказаться простым и сложным.

    Простой процесс правового регулирования предполагает применение лишь одного государственно-властного акта - нормативно-правового. Индивидуализацию прав и обязанностей производят сами субъекты, к которым этот акт обращен.

    Трудный процесс правового регулирования предполагает наличие 2-х актов государственно-властного характера, 1 из которых - нормативно-правовой, а иной - акт использования норм права (индивидуальный акт). Его стадии зависят от правового поведения субъекта - правомерного или неправомерного.

    Рассмотрим трудный процесс правового регулирования.

    1. I-я стадия механизма правового регулирования - стадия общего действия правовых норм. На этой стадии происходят определение содержания и формулировки границ поведения субъекта, условий появления прав, полномочий, обязанностей, ответственности и т.д. (Вступает в воздействие механизм правотворчества).

    К примеру, воздействие этого механизма в пенсионных делах возможна только при наличии нормы права, объективированное в законе о пенсиях. Хотя, как общее правило, эта норма не решает вопрос о том, кому именно будет начислена пенсия. Для этого нужны дополнительные юридические действия, осуществляемые на II-й стадии.

    2. II-ая стадия механизма правового регулирования связана с появлением определенных субъективных прав и обязанностей, т.е. с появлением правоотношений. Необходимым условием этой стадии выступает юридический факт (система фактов), с которым нормы права связывают наступление юридических последствий (вступает в воздействие механизм реализации норм права).

    Воздействие механизма в пенсионных делах начинается после обращения гражданина С. в учреждения социального обеспечения и вынесения решения о назначении ему пенсии на основе общей юридической нормы.

    Вынесение индивидуального распоряжения о назначении пенсии обозначает индивидуализацию общих правил сравнительно конкретного лица. При помощи индивидуально-правового акта с участниками отношений, регулируемых закрепляется соответствующее субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

    После принятия решения о назначении пенсии гражданину С. (индивидуально-правовой акт) он становится носителем субъективного права на получение пенсии, а орган социального обеспечения приобретает субъективного обязанности начислить и выплачивать ему пенсию (правоотношения). Из изложенного нужно, что реализацией субъективного юридического права гражданина на пенсию является ее получения, а реализацией субъективной юридической обязанности органа социального обеспечения - выдача пенсии.

    В случае правомерного поведения субъектов правовое регулирование исчерпывает себя механизмом реализации норм права.


    Актуально:
     Унификация права, применяемого к посредникам
     Права человека. Основные положения.
     Возникновение правосубъектности предприятий: некоторые вопросы
     Правовая природа договоренности о выдаче гарантии
     Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования

    Добавить комментарий:
    Введите ваше имя:

    Комментарий:

    Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):