Основы международного экономического права |
20-02-2023 |
Правовой режим международных рек для судоходства закрепляется в соответствующих международно-правовых актах. В частности, к их числу относится Белградская конвенция 1948 г. о режиме судоходства на Дунае. В рамках международного сотрудничества по использованию этой реки заключенные разного рода соглашения, определяющие общие условия перевозки грузов, буксировки судов, единые тарифы и т.д. (например, Братиславская соглашение 1955 г., Бухарестская соглашение 1961 г.).
Международные железнодорожные перевозки регулируются специальным многосторонней конвенции, которая была подписана в Берне в 1924 г. Важное значение для организации железнодорожных перевозок в пределах государств СНГ имеет соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта, которым был создан специальный орган - Совет по железнодорожному транспорту, состоящий из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом.
Международные автомобильные перевозки осуществляются на основании заключенных конвенций и соглашений. К их числу относятся Конвенция об урегулировании автодвижения между странами, установление технических условий автомашин в сообщении, прав управления автомобилем, унификации сигналов на автодорогах 1926 г., а также Конвенция об урегулировании автодвижения между странами 1949 г. С целью развития автомобильного транспорта, защиты интересов автотранспортных объединений в международных организациях, содействие исследовательским работам по техническому развитию, эксплуатации и экономики автомобильных перевозок была создана Международная союз автомобильного транспорта (1947 г.), а для координации деятельности автотранспортных предприятий и объединений, функционирующих при железных дорогах, - Союз автодорожных служб железных дорог (1950 р). Рост автомобильных перевозок грузов и пассажиров обусловило необходимость активного заключения сделок между странами. Практически все они заключили такие соглашения с соседними государствами. В упомянутых двусторонних соглашениях содержатся положения о регламентации регулярных и нерегулярных перевозок грузов и пассажиров автотранспортными средствами, определяется порядок расчетов и платежей за международные транспортные и связанного ни с ними услуги и т.д..
Осуществление международных перевозок грузов и пассажиров гражданским воздушным флотом также требует соответствующего правового регулирования. Активное участие в этом процессе специализированные международные организации, в частности Международная авиатранс-портного ассоциация. Созданная в 1919 г., она способствует развитию безопасного, регулярного и экономического сообщения, работает над усилением роли авиации в торговых (коммерческих) перевозках. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), образованная в 1947 г., изучает проблемы международных воздушных сообщений, разрабатывает рекомендации и стандарты правил полетов, эксплуатации самолетов, способствует безопасности полетов на международных авиалиниях. Эти и другие документы создают соответствующую правовую базу для международных перевозок.
С целью организации воздушных полетов гражданских самолетов одного государства над территорией другого укладываются специальные двух-и многосторонние соглашения (договоры). В них подтверждается право на эксплуатацию соответствующей воздушной линии, устанавливается расписание и определяются тарифы, закрепляются положения об обеспечении безопасности полетов, действия законодательства и различных правил, порядок ведения переговоров при возникновении споров относительно толкования и применения соглашения и т.п..