Московская коллегия адвокатов «Закон един»

  • Отрасли современного права

    18-08-2018

    В СССР под законодательством понимались все нормативно-пра-вовые акты государства, чем снижалась значимость закона, случается-лась его девальвация. Закон "обрастал" подзаконными, осо-во ведомственными, нормативными актами, и его значение как основы законности и правопорядка в государстве нивелировалось.

    Теперь предпочтение отдано узком трактовке законодательства.

    Законодательство государства - система всех упорядоченных пе-вним образом законов данной страны, и международных догово-ров, ратифицированных парламентом.

    Не непременно, чтоб нормативные акты, входящие в состав законодательства, имели форму закона. Важно, чтоб в конституции было указание на них как имеющих силу закона. В состав законодательства допустимо включать нормативно-правовые акты президента, правительства, выданные в порядке делегирования им за-чих полномочий, т.е. переданных законодательным органом (пар-ламенто) по конституции. Это так называемое "делегирование законодательство" (Франция, Великобритания и др.)..

    Законодательство - форма жизни права. Законодательство предоставляет нормам права формальную определенность (1 из признаков права).

    Система права и система законодательства соотносятся м/у собою как содержание и форма. Т.к. понятие системы права харак-Ризу сущностную внутреннюю сторону объективного права, понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону - форму.

    М/у системой права и системой законодательства есть различия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме.

    1. Система права является невидимой, т.к. отражает внутреннее строение права, а система законодательства просматривается, внешней формой системы права.

    2. Система права - совокупность правовых норм, а система по-дательства - совокупностью нормативно-правовых актов.

    3. В системе права нормы права логически распределенных по отраслям-ми, подотраслями и институтами. Чаще всего, нормы отраслей права - строительный материал, из которого (в разной наборе и рез-ном сочетании) состоит конкретная отрасль законодательства. Возможен вариант, когда отрасль права есть, а отрасли законодавст-ва - нет (финансовое право, право человека на социальное обес-печение и др.).. В этом случае отрасли права не кодифицированы, а нормативный материал рассредоточен по нескольким правовых ак-тах, которые нуждаются в унификации.

    В системе законодательства нормативно-правовые акты объединены по отраслям законодательства, которые разделены на институты законодатель-ства. Отрасли законодательства создаются лишь на основе отра-зевого принципу, так и без его учета: отрасль законодавст-ва может содержать нормы разных отраслей права (комплексные отрасли) или создаваться на основе института или подотрасли права. Возможен вариант, когда отрасль законодательства есть без отрасли права (таможенное законодательство и др.)..

    4. Система права состоит из отраслей права, которые имеют собственный предмет и способ правового регулирования, а система законодательства включает области законодательства, в которых отсутствует способ регулирования, а предмет регулирования не во всех случаях однороден, как в отрас-зей права.


    Актуально:
     Права человека. Основные положения.
     Возникновение правосубъектности предприятий: некоторые вопросы
     История и эволюция авторского права
     Дисциплинарная ответственность адвокатов: основания и порядок применения
     Правовая природа договоренности о выдаче гарантии

    Добавить комментарий:
    Введите ваше имя:

    Комментарий:

    Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):