Понятие и структура правосознания |
29-03-2022 |
есть "после" права в том смысле, что служит ориентиром выбора целесообразного, оптимального варианта поведения в пределах норм права, которые используются или реализуются, -
является интеллектуальным инструментом эффективного эксплуатации законодательства, толкование норм права,
может применяться как важный инструмент использования аналогии закона и аналогии права с целью заполнения пробелов в законодательстве,
выступает как идейно-нравственный измеритель профессионализма работы должностных лиц в системе органов государственной власти и местного самоуправления,
служит средством обеспечения законности и справедливости использования правовых норм (в т.ч., при определении юридической ответственности за правонарушения) и иные.
Право воздействует на правосознание тем, что оно является важнейшим источником ее образования, преобразования и развития. Правда, содержание, направленность данного влияния не однозначны и зависят от качества законодательства, его соответствия реальным потребностям, от уровня статьи государственного аппарата.
Правовая культура: взаимосвязь с общей культурой. Виды правовой культуры
Культура - общий метод существования человека, его работы и объективированный итог данной работы. Продуктами культуры является представление о добре и зле, нравы, орудия усилий, средства коммуникации и др.. Культура - социальное нормативная, а ее нормы - исторически первичные, основа всех иных нормативных систем: веры, нравственности, эстетики, права. Право, как мораль и вера, - институт культуры, определяется ее содержанием. Все юридические нормы являются нормами культуры, хотя не все нормы культуры превращаются в юридические нормы. Общество подбирает культурные нормы с установкой на включение их в правах. К числу отобранных трапляють те культурные нормы, которые имеют самую большую значимость для целого общества, исполнение общестроительных общественных целей страны. Не могут превратиться в право те правила поведения, не стали нормой культуры. Право - часть общественной культуры, определяет 1 из ее разновидностей - правовую культуру.
Правовая культура тесно связана с общей культурой народа, основанной на принципах, служит отражением уровня ее развития. Создание правовой культуры не является обособленным процессом от развития иных разновидностей культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс, их объединяет общность цели - создание морально-правового климатического фона в обществе, который бы гарантировал лице реальную свободу поведения в сочетании с ответственностью перед обществом, обеспечивал его права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то существуют поставил бы человека в центр экономических, политических, общественных, культурных процессов.
Тесное взаимодействие и связь проявляются м/у моральной и правовой культурой. Оценка правовых явлений, осуществляемая правосознанием, является не только лишь правовой, но еще и их моральной оценкой, определением их соответствия морали общества. Потому всевозможные нарушения законности, игнорирования законных прав и интересов личности, несоблюдение требований справедливости при решении вопросов о юридической ответственности постоянно рассматриваются как аморальные явления. В собственную очередь, правовая культура оказывает обратное воздействие на нравственную культуру. Она служит необходимым условием образования высоких нравственных качеств гражданина. Понимание и знание сущности и социального назначения правовых явлений - права, правосудия, законности, правовой ответственности, непоколебимая убежденность в потребности строгого соблюдения норм права способствуют укреплению в сознании человека главных принципов и категорий морали.
Правовая культура является составной частью и важнейшим принципом демократии.
В зависимости от носителя правовой культуры различают 3 ее вида:
1) правовую культуру общества;
2) правовую культуру личности;
3) правовую культуру профессиональной группы.