Московская коллегия адвокатов «Закон един»

  • Право на медицинскую помощь в системе личных неимущественных прав физического лица

    28-08-2018

    Автор: Воробьева Т

    В статье автор анализирует личные неимущественные права, выделяет их характерные специфические черты, приводит различные научные классификации личных неимущественных прав. Исследована природа, содержание и характерные признаки права на медицинскую помощь. Проанализированы решения Конституционного Суда относительно толкования "бесплатности предоставления медицинских услуг".

    Проблема личных неимущественных прав лица, гражданина является одной из важнейших в цивилистики. Каждое лицо в правовом государстве должен чувствовать свою правовую и социальную защищенность; уважение к личности есть в таком обществе нормой повседневной жизни. Личные права человека неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность личности. И это естественно, потому что идеи равенства, свободы и неприкосновенности на протяжении всей истории цивилизации использовались в борьбе нового со старым, прогрессивного с консервативным.

    Закрепляя личные неимущественные права в конституции, государство обеспечивает их правовое регулирование комплексно, т. е. с помощью норм определенных отраслей права. В рамках комплексного регулирования личных неимущественных прав необходимо выделять гражданско-правовой аспект. Учитывая это, в теории были высказаны две точки зрения на гражданско-правовое регулирование личных неимущественных прав. Долгое время господствовало представление о том, что гражданское право не регулирует, а лишь охраняет личные неимущественные права. Однако правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.

    Личные неимущественные права - права специфические.

    Как следует из самого названия, эти права являются неимущественными. Они лишены экономического смысла, не имеют денежной оценки. Однако это не означает отсутствия какой-либо связи между ни ми и имущественной сфере. Достаточно обратить внимание хотя бы на то, что сполна реализовать свое право на охрану здоровья или на информацию гораздо легче в наших условиях лицу, которое обеспечит материально. С другой стороны, нарушение личного неимущественного права заставляет человека к расходам, наносит ей имущественных и душевных потерь, которые могут повлиять на ее имущественном состоянии в будущем. Поэтому личные неимущественные права не могут восприниматься и анализироваться вне другими правами человека: они являются составной частью единой системы прав, которыми лицо владеет и которые подчиняет своим интересам. Положения статьи 24 Конституции Украины о равенстве конституционных прав всех граждан вполне касается личных неимущественных прав. Эти права принадлежат всем без исключения физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, других особенностей, в частности от того, где и в связи с которыми перипетиями жизни они оказались.

    Гражданское право наряду с имущественными отношениями (составляющие ядро гражданского права) регулирует связанные с ними личные неимущественные отношения, а также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, которые урегулированы нормами права, являются правовыми связями между субъектами по поводу личных неимущественных благ. Из этого следует, что личные неимущественные права в гражданском праве - субъективные права граждан и организаций, возникающие ввиду регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Эти права принадлежат каждому физическому лицу от рождения или по закону. Юридическому лицу неимущественные права могут принадлежать только за предписания закона. Это связано с тем, что понятие юридического лица определяется актами гражданского законодательства, конституирование юридического лица как субъекта гражданских отношений происходит путем государственной регистрации, т. е. она по своей сути является социальным образованием, не может существовать вне сферы правового регулирования, где и определяется ее гражданско-правовой статус.

    Специфическим для личных неимущественных прав является момент их возникновения. Это возникает с момента рождения и в связи с рождением. Они являются естественными правами человека. Для других момент их возникновения не имеет точной фиксации; он связывается с различными обстоятельствами, которые обусловлены многими факторами.

    Личные неимущественные права можно разделить на две группы. Первая - это права в сфере обеспечения физического, природного бытия человека. Вторая - права, обеспечивающие его социальное бытие.

    По своей сути большинство неимущественных прав естественным свойством физического лица. Однако, закрепленные в правовых нормах, они приобретают также правового значения объекта гражданских прав, имея двойное значение: как элемент правового статуса частного физического лица и как объект гражданских прав.

    Следовательно, для характеристики личных неимущественных прав лица следует руководствоваться следующими основными признаками:

    1) такое право принадлежит каждому лицу - это означает, что оно принадлежит всем без исключения лицам при условии, что наличие этого права у лица не противоречит ее сущности. Все лица равны в возможности реализации и охраны своих прав. Однако, как показывает анализ норм Гражданского кодекса Украины, которые регулируют конкретные виды личных неимущественных прав, то далеко не все права можно определить как принадлежащие всем и каждому. Так, например, право на опеку и попечительство принадлежит исключительно малолетним, несовершеннолетним, недееспособным и людям, которые ограничены в дееспособности;

    2) это право принадлежит лицу пожизненно (физическому лицу - до момента смерти, а юридическому - до момента прекращения. Это означает, что основанием их возникновения является либо факт рождения, или юридический факт (событие или действие), который предусмотрен в законе. Подавляющее большинство личных неимущественных прав возникает у физического лица с момента рождения, например, право на жизнь, здоровье, свободу и т. п. Однако отдельные виды личных неимущественных прав могут возникать у физических лиц также от другого момента, который предусмотрен в законе, например, право на донорство должно только лицо с момента достижения совершеннолетия;

    3) это право принадлежит лицу по закону - основанием его возникновения является юридический факт, предусмотренный законом;

    4) такое право есть неимущественным, это означает, что в нем отсутствует имущественный содержание, т. е. фактически невозможно определить стоимость этого права в денежном эквиваленте;

    5) такое право есть личностным - оно не может быть отчужденным от лица, и передано другим лицам. Личное неимущественное право лицо может не реализовывать, но отказаться от него она не может;

    6) независимость - это право принадлежит каждому лицу, и не зависит от каких-либо факторов;

    7) имеют абсолютный характер, т. е. носитель этих прав является уполномоченным лицом, а все остальные, в отношении него и по поводу этих прав - обязанными лицами.

    По классификации личных неимущественных прав, то среди ученых нет единого взгляда. Одну из первых классификаций предложил В. А. Рязанцев, отличающий пять видов личных неимущественных прав: а) личные права, сущность которых составляют неимущественные блага, неотделимые от личности (жизни, здоровья, неприкосновенность личности), б) личные права, в основу которых положены неимущественные блага, индивидуализируют человека в коллективе (имя, честь, достоинство) в) личные неимущественные права в сфере брачно-семейного права; г) личные неимущественные права, находящихся в сфере творческой деятельности, а также интересы, вытекающие из реализации права на отдых, разнообразные культурные потребности; д) личные неимущественные права, в основу которых положен имущественный интерес.

    Другие авторы за основу классификационного деления предлагают цель, на достижение которой направлено соответствующее личное неимущественное право. Например М. М. Малеина разделяет личные неимущественные права на: а) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие личности, б) права, обеспечивающие индивидуализацию личности; в) права, обеспечивающие автономию личности г) неимущественные права авторов результатов интеллектуальной деятельности и исполнителей.

    В. А. Жакенов использует смешанный квалификационный критерий, а именно: объект этих прав и цель, на достижение которой направлено право: а) права, индивидуализирующие граждан в обществе, б) права, обеспечивающие личную неприкосновенность; в) права, обеспечивающие сохранение тайны личной жизни г) права, способствующие развитию личности и выражению ее творческой индивидуальности.

    Ю. Х. Калмыкова разделяет личные неимущественные права на три группы: а) права на неимущественные права, воплощенные в самой лице б) права на личную неприкосновенность, свободу, охрану жизни и здоровья; в) права на неприкосновенность личной жизни.

    З. В. Ромовская разделяет личные неимущественные права физических лиц на такие категории как: а) права, которые индивидуализируют гражданина как личность (право на имя, право на честь и достоинство), б) права, обеспечивающие личную свободу граждан (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, право на тайну переписки и т. д.) в) права, возникающие в результате творческой интеллектуальной деятельности человека; г) личные права, предоставленные гражданам в связи со вступлением их в семейных правоотношений, то есть комплекс прав, которые охватывают право на заключение и расторжения брака, на воспитание детей, усыновление и т. д.

    Важное место в системе личных неимущественных прав занимает право на медицинскую помощь, которое отражает свое содержание в ряде нормативно-правовых актов, в частности в Конституции Украины, Гражданском кодексе Украины, в которых указано, что каждое физическое лицо имеет право на предоставление ему медицинской помощи. Это право является одним из фундаментальных личных неимущественных прав физического лица, что обеспечивает ее естественное существование.

    Право на медицинскую помощь в современном мире играет исключительную роль в жизни человека и общества. С ним мы сталкиваемся при рождении и не расстаемся протяжении всей жизни до смерти.

    Статьей 284 Гражданского кодекса Украины определено общее содержание права на медицинскую помощь, особенности его осуществления малолетними и несовершеннолетними лицами, право на выбор врача и методов лечения.

    Стоит отметить, что Гражданский кодекс Украины, закрепляя в ст. 284 право на медицинскую помощь, не подает самого понятия "медицинская помощь", однако данное понятие определяется в постановлении Кабинета Министров Украины "Об утверждении Программы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи" от 11.07.2002 г. № 955, в которой указано, что медицинская помощь - это вид деятельности, который включает комплекс мероприятий, направленных на оздоровление и лечение пациентов в состоянии, что на момент ее предоставления угрожает жизни, здоровью и трудоспособности и осуществляют профессионально подготовленные работники, имеющие на это право.

    Официальное толкование термина "безвозмездность" (в тексте ст. 49 Конституции Украины) определяется либо контекста, или логическим взаимосвязью слов, в котором его применяют. В словосочетании "медицинская помощь предоставляется бесплатно" последнее слово в контексте всей ст. 49 Конституции Украины означает, что индивид, который получает такую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не должен возмещать ее стоимость ни в форме любых платежей, ни в любой форме независимо от времени предоставления медицинской помощи. Это вполне соответствует смыслу слова бесплатность ": то, за что не платят, не оплачивается, не требует оплаты; то, за что не берут оплаты; то, что не получило никакой платы, вознаграждения; что своими синонимами" неоплатный, бескорыстный. Есть неприемлемыми с позиций предписания части третьей ст. 49 Конституции Украины предложения отдельных государственных органов о необходимости установления каких пределов безвозмездной помощи в виде гарантированного уровня. Речь идет о предложениях предоставления бесплатной медицинской помощи только несостоятельным слоям населения "в рамках, определенных законом" и т. п. Но и это противоречит положениям ст. 3 части третьей ст. 22 и ряда других статей Конституции Украины. Бесплатная медицинская помощь, предусмотренная Конституцией Украины, должна предоставляться всем гражданам в полном объеме, то есть удовлетворять потребности человека в сохранении здоровья.

    Важной гарантией реализации права на медицинскую помощь является конституционное предписание о том, что государство обязано создавать условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, государственные и коммунальные учреждения здравоохранения, в которых оказывается медицинская помощь, не могут быть сокращены.

    Государственная система по предоставлению квалифицированной медицинской помощи функционирует по следующим направлениям:

    а) развитие сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;

    б) бесплатное удовлетворение потребностей населения во всех видах медицинской помощи;

    в) бесплатное предоставление лекарственных средств при стационарном лечении;

    г) расширение сети учреждений и организаций для лечения и укрепления здоровья граждан;

    д) подготовка квалифицированных кадров, специалистов в области медицины;

    е) развитие научных исследований в области медицины;

    е) обеспечение предприятий медицинской промышленности современным медицинским оборудованием и диагностической аппаратурой;

    ж) увеличение учебных заведений по подготовке специалистов в области медицины.

    Что касается бесплатных медицинских услуг, то принципиальным будет вспомнить Решение Конституционного Суда Украины от 25 ноября 1998, в деле о платных медицинских услугах, которые были введены Постановлением Кабинета Министров Украины № 1138 от 17 сентября 1996 "Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях". Анализ упомянутого постановления свидетельствует, что значительная часть перечисленных в Перечне платных медицинских услуг подпадала под понятие "медицинская помощь", которая согласно Конституции Украины должна предоставляться безвозмездно. Конституционный Суд признал неконституционными положения постановления Кабинета Министров Украины, которыми был утвержден перечень платных услуг, предоставляемых в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования. Признано также неконституционным положение этого же постановления о разрешении лечебно-и санаторно-профилактическим учреждениям принимать от больных плату за предоставленные им прочие медицинские услуги как внесение добровольного компенсации.

    Также Решением Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 по делу № 1-13/2002 относительно официального толкования положения ч. 3 ст. 49 Конституции Украины, которое заключается в том, что "в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно", решено, "что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предыдущего текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи ". Однако этим же решением указано, что перечень и порядок медицинских услуг, выходящих за пределы оказания медицинской помощи, которые будут предоставляться на платной основе в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, должны быть определены законом.

    Право на медицинскую помощь охватывает право на предоставление квалифицированной медицинской помощи, на свободный выбор врача, если он может предложить свои услуги, право на замену врача и выбор методов лечения, на выбор лечебного учреждения, т. е. каждый пациент имеет право, если это оправдано его состоянием, быть принятым в любом государственном лечебном учреждении по своему выбору, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответствующее лечение. Что касается малолетних и недееспособных физических лиц, то им медицинская помощь оказывается даже в случае отсутствия согласия малолетнего, его родителей (усыновителей) или опекуна или попечителя недееспособного.

    Раскрыв понятие права на медицинскую помощь, можно назвать гражданско-правовые средства его реализации. Такими средствами следует считать договор о предоставлении медицинских услуг и договор медицинского страхования.

    Хотя вышеупомянутые средства реализации права на медицинскую помощь не закреплены в статьях Гражданского кодекса Украины, но они вытекают из содержания самого права на медицинскую помощь, потому отношения между лечебными учреждениями и физическими лицами являются гражданско-правовыми договорными.

    На современном этапе развития Украины с переходом ее к рыночной экономике этот договор не имеет широкого применения, однако с переходом к европейским стандартам в области медицины договор о предоставлении медицинских услуг имеет важное значение.

    С применением договора о предоставлении медицинских услуг улучшится качество медицинского обслуживания, повысится эффективность здравоохранения, предстанут лучшие возможности выбора пациентом лечебного учреждения и т. д.

    С развитием рынка страховых услуг весомое место занимать медицинское страхование. Согласно Закону "О страховании" медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и в добровольной форме.

    Сегодня в Украине существует только добровольное медицинское страхование, который определяется как система организационных и финансовых мер по обеспечению деятельности страховой медицины. Такое страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает получение дополнительных услуг в здравоохранении. Страхование осуществляется на договорной основе между страхователем и страховщиком, где указано их права и обязанности, сумму страхового платежа. По договору страхователю гарантируется выплата страхового платежа в случае наступления страхового случая. Следовательно, можно сказать, что добровольное медицинское страхование - это самый оптимальный вариант застрахования лицом своего здоровья.

    По обязательному медицинскому страхованию, то в Украине разработан проект закона "Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании". Этот Закон, согласно Конституции Украины и Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

    Закон направлен на усиление правовой и экономической заинтересованности государства, предприятий, учреждений, организаций и населения в здравоохранении. Целью обязательного государственного социального медицинского страхования является установление гарантий защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на принципах социального равенства и доступности независимо от возраста, пола, состояния здоровья за счет средств такого медицинского страхования в объемах, определенных в его программах.

    По нашему мнению, общеобязательное государственное медицинское страхование на современном этапе развития нашего государства не получит широкое применение, поскольку оно будет для каждого из нас еще одним обязательством перед государством.

    Итак, можно подвести итог относительно реального законодательного регулирования обеспечения гарантии права на медицинскую помощь, однако реализация этого права сейчас в Украине является несовершенной, законодательно не закреплены гражданско-правовые средства его реализации (договор о предоставлении медицинских услуг и договор медицинского страхования). Существует насущная необходимость широкого применения этих договоров на практике. Это в свою очередь, даст возможность получить каждому из нас более квалифицированную медицинскую помощь.


    Актуально:
     Понятие и структура правосознания
     Понятие выборов, их виды.
     Унификация права, применяемого к посредникам
     Реализация суверенитета государственной власти княжеского государства
     Правовая природа договоренности о выдаче гарантии

    Добавить комментарий:
    Введите ваше имя:

    Комментарий:

    Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):